Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. (Матф.18:21,22)
В иудаизме того времени существовали правила взаимоотношений, в том числе и регламент о количестве прощений за личные оскорбления. Согласно Талмуду прощать обидчика следует три раза, а в четвертый раз не прощать. Петр, слушая Иисуса, увеличил это количество в два раза. Согласно мнению Петра прощать нужно шесть раз, а на седьмой не простить. Иисус же учит прощать столько раз, сколько тебя обидели. Семь раз по семьдесят означает неопределенное число. Большинство людей считают, что простить означает проявить великодушие, снизойти, отпустить без наказания. Это очень благородный поступок, который нужно ценить. Такое благородство доступно исключительно сильному человеку. Но если обидчик повторяет свою ошибку дважды, то прощение он может получить лишь благодаря давлению на пострадавшего со стороны окружающих, либо под воздействием обстоятельств. Как бы то ни было, прощение во второй раз в большинстве случаев является одолжением. Третий раз уже никто не прощает, потому что это будет демонстрацией слабости и откровенного бессилия. Последующие разы ничего не меняют в отношениях, а только усугубляют разрыв. Но как тогда понять Иисуса? Дело в том, что Иисус ставит задачу перед Петром не добиться изменения в брате, а сохранить добрые взаимоотношения, несмотря ни на что. Если смотреть на обидчика с этой перспективы, то слова Иисуса становятся понятными. Если Талмуд учил воздействовать на обидчика, то Иисус призывает к активности того, кого пытаются обидеть. Все очень просто – если человек не хочет ссориться, то никакая обида не сможет изменить этого. Облекитесь в милосердие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3:12-14). Ведь только любовь от чистого сердца наделяет человека такой силой, способной преодолеть даже обиду.