«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Иоан.8:56)
Можно с уверенностью сказать, что все предыдущие слова в глазах спорящих с Иисусом иудеев померкли перед яркостью этого заявления. Однако, несмотря на то, что у иудеев было много верований в отношении Авраама, они все равно не могли до конца понять то, что подразумевал Иисус. Наиболее распространенным учением о судьбах умерших у ветхозаветных иудеев было то, что все умершие попадают в шеол, то есть в преисподнюю. И шеол, и рай, и лоно Авраамово — не разные места, а просто разные понятия еврейской традиции, относящиеся к преисподней. Нужно к ним относиться просто как к разным названиям одного и того же места. Однако шеол, согласно притче о богаче и Лазаре, все же имел два подразделения: место называемое ад (гадес) — для грешников и лоно Авраамово (рай) для праведников. Между раем и адом в шеоле существовала непреодолимая преграда (см. Лук.16:19-31). До искупления человечества Иисусом Помазанником все умершие ожидали решения своей вечной судьбы в преисподней. При этом в отличие от людей, живущих в теле, духи умерших имели духовное зрение, знание и хорошо ориентировались в событиях, происходящих и грядущих в духовном мире. И поэтому, пребывая в шеоле, они ожидали искупления. День пришествия Спасителя в мир был радостным событием для всех, пребывающих в преисподней, потому что искупление означало для них окончание плена преисподней. После казни Иисус спустился в преисподнюю, где одержал победу над дьяволом, забрав у него ключи ада и смерти (см. Еф.4:9, 1Пет.3:19,20 и Откр.1:18), и таким образом «пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс.67:19). Иудеи думали, что Иисус говорит о Его земной встрече с Авраамом, а Иисус имел в виду события в духовном мире. Помните, Евангелие не обещает христианам, что они будут пребывать в раю, будьте осторожны с этим. Наше место жительства – на небесах (см. Фил.3:20), куда Бог, воскресив нас, уже посадил во Христе Иисусе (см. Еф.2:6).