Рубрики

Прощение

«И прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим» (Мтф. 6:12). Часто, молясь, мы используем слова этой молитвы, которая запечатлена на страницах Евангелия. Но каждый раз, когда нужно произнести слова: “прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим”, — мне становится страшно. Как это трудно вымолвить: “прости меня, как я прощаю”. И я молюсь: “Во имя Иисуса Христа прости меня, Господи”, — потому что очень трудно даже представить, что я соответствую этому эталону, который Господь поставил перед нами, чтобы мы сверяли по нему свое духовное состояние: “Прости так, как я прощаю”. Ведь если действительно Господь будет прощать по нашему достоинству, как мы заслуживаем прощения, исходя из того, как прощаем других, то никакого прощения нам самим не будет. Многие люди используют молитву “Господню”, как заклинание, произнося ее, чтобы исцелиться, не задумываясь, что эти слова обличают и звучат, как суд. Но члены искупленной церкви Христа, те, кто живет уповая на Господа, на спасение и вечную жизнь, не могут подобным образом безответственно относиться к словам Спасителя. Именно поэтому тема прощения всегда актуальна.

Греческое слово, используемое в Евангелии для обозначения прощения, переводится на русский язык, как прощать, отпускать, воздерживаться от наказания, взыскания долга, терпеть, сносить, оставлять, покидать, не затрагивать чего-либо. Переводчики Евангелия на русский язык использовали русское слово “простить”, которое, само по себе, имеет очень интересное происхождение и древний смысл. Это слово образовано с помощью суффикса -ити от простъ (современное простой) в значении “свободный”, которое еще имелось в древнерусском языке у этого слова. «Прост» значит свободный. “Простоволосый” — со свободными, ни чем не покрытыми волосами.

Значит, когда мы не прощаем кого-либо, мы связываем его своим непрощением, а когда не прощены мы, то также не имеем свободы. Думая об этом легко прийти к заключению, что чрезвычайно часто мы становимся причиной рабского состояния других, и сами бываем рабами их непрощения.

Представим себе, как мы выглядим в таком случае. В книге пророка Исаии в 58-главе есть место которое посвящено посту. Там говорится о том, какое представление о посте у людей, и что ожидает от человека Бог. В 6 стихе этой главы написано: ”Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо”. Кто же это в таком ужасном состоянии предстает перед нами. Чей это скорбный образ. Он совершенно измучен. Руки и ноги его в оковах, на шее ярмо — деревянный хомут для упряжки крупного рогатого скота. Оковы говорят о том, что он не свободен, кто-то поработил его. Хомут на шее для того, чтобы грубо управлять этим человеком, причиняя боль, помыкать им, как скотом.

Эта скорбная фигура — наш ближний, человек, о котором мы говорим, что любим его. Цепи это наше непрощение, основанное на гордости и эгоизме. Хомут мы стараемся использовать, чтобы заставить нашего ближнего подчиняться нам, во что бы то ни стало. Мы запрягли ближнего нашего, чтобы он вез на себе груз наших порочных взаимоотношений, взваливая на него вину, за все, что происходит недоброго между нами.

Если мы внимательно вглядимся, то увидим, что в руках его тоже есть цепи. И эти цепи ведут к нашим рукам и ногам, к рукам и ногам других людей. Будучи порабощен, этот несчастный является причиной несвободы других людей. Это взаимное рабство в той или иной степени присуще всем людям, без исключения и называется в Писании “оковы неправды” и “ярмо”. В свою очередь, мы сами не в меньшей степени рабы неправды других. Видя плачевное состояние человечества, Бог через пророка как бы говорит: “Пусть настанет такой день, когда вместо того, чтобы голодать и мучить себя ограничениями, мы освободим ближнего нашего от наших оков и ярма. Освободим его, простив, отпустим его на свободу, более не сковывая непрощением, обидой, неправдой”. День, когда мы сознательно совершаем такие поступки и есть истинный пост.

Где живет человек, нуждающийся в нашем прощении? В Библии нет его адреса. Но желающий исполнить волю Господа, легко вспомнит, с кем отношения нуждаются в освещении Божьей правдой. И это не только противник в недавнем горячем разговоре, ссоре. Это, к примеру, может быть даже тот, с кем мы никогда не сказали друг другу ни одного грубого слова. Важно то, что при этом содержало наше сердце, что было в наших мыслях. Это знаем только мы и всезнающий Господь. Чтобы открылась правда, необходимо усилие над собой, пост.

И сами мы можем помочь человеку простить нас. У него в руках цепь, которой он нас сковал. Пойдем к нему, чтобы разорвать эти оковы. Скажем ему: «Ты имеешь на меня что-то, прости меня». Эти слова конечно трудно говорить. Думается, что “прости”, это одно из самых тяжелых слов, для всех нас. Прежде всего это так, потому что мы просто не считаем себя неправыми. Например, белые рабовладельцы Америки не считали своих черных рабов людьми, а, поэтому, творя страшное зло, не считали себя ни в чем виновными. Иногда привычный или по какой-либо причине, выгодный для нас образ мышления, не позволяет нам видеть нашей вины перед ближними. А поэтому, люди на земле так редко бывают свободными.

В Соединенных Штатах, стране, где сегодня так много говорят о свободе и правах человека, жил в шестидесятые годы один прекрасный баптистский проповедник. Его имя Мартин Лютер Кинг. Он был черным, его предки в той стране были жестоко угнетаемыми рабами. Многие из них, как и их белые хозяева, верили в Иисуса Христа, и по вере они были искупленными членами Церкви. Но для своих хозяев они были только рабочей силой, на правах скота. Хозяева не давали им возможности поклоняться Богу. От них требовалась работать, работать и еще раз работать. И по ночам, когда, загнанные в сараи, они, наконец, получали право на отдых, они пели: “Скоро, очень скоро, мы увидим Царя!” Это слова одной из многих песен, где выражается надежда угнетенных на избавление, прощение. Нет не в этой жизни, не на прощение человеческое, а на прощение Царя царей, Господа и Бога нашего.

Хотя рабство в США в шестидесятых годах уже давно было отменено, но дискриминация в отношение чернокожего населения в то время была еще очень сильной. И Мартин Лютер Кинг не чувствовал себя свободным на земле. Он мечтал о Царстве Отца, где он сможет в восторге сказать “Свободен, свободен, я наконец свободен!” …

Сегодня эти слова написаны на его могиле. Своими проповедями он обличал творивших зло, поднимая на борьбу за права человека тысячи и тысячи угнетенных. Его поддерживали, о нем молились многие братья и сестры во Христе во всем мире. Они не были чернокожими, но Христос сделал нас всех членами одного Тела, а потому: “страдает ли один член — страдают с ним все члены”. Но творившие зло, не вняли голосу Бога, призывающего их к прощению, они не хотели простить чернокожих за то, что они больше не являлись их рабами, они не простили Мартина Лютера Кинга за его горячие проповеди и убили его.

28 августа 1963 года он произнес свою выдающуюся проповедь “У меня есть мечта”. Он говорил: “У меня есть мечта, что четверо моих детей смогут жить в обществе, где их не будут оценивать по цвету их кожи, но по качествам их личности”. В 1964 г. он был удостоен Нобелевской премии Мира. Мартин Лютер Кинг не чувствовал себя свободным, и эта несвобода определила сферу его интересов, как проповедника. Он не мог ограничиваться только проповедью Евангелия, а поэтому стал борцом против расовой дискриминации. В течении своей сложной жизни он был несколько раз арестован, его дом взрывали. К концу своего земного пути, в возрасте 39 лет, он был в изнеможении от стрессов, и в своих проповедях он все чаще и чаще говорил о своей возможной смерти. 3 апреля 1968 года, он сказал, что видел себя “на вершине горы, с которой была уже видна Обетованная земля”. На следующий день его застрелили. Около 100000 человек посетили его похороны. Арестованный — белый Джеймс Ерл Рэй, признался, что убил Мартина Лютера Кинга. Он был приговорен к 99 годам тюремного заключения. Джеймс Эрл Рэй не простил Мартина Лютера Кинга. Общество не простило Рэя и вынесло свой страшный приговор. Современная Америка помнит Мартина Лютера Кинга, установлен даже общегосударственный день его памяти. Но является ли этот день, днем поста для всех людей этой страны, черных и белых, днем прощения друг друга? В человеческом обществе нет людей, которые были бы свободны от обид, непрощений, взаимных претензий амбиций и вражды. Мы все скованны этим. И Бог говорит, что нам необходимо иметь, дни поста, когда мы, сделав усилие над собой, можем прощать один другого.

Библия очень много внимания уделяет прощению. У апостола Павла даже есть одно послание, целиком посвященное этому важному вопросу — Послание к Филимону. Мы можем использовать его, когда нам необходимо практическое руководство в вопросах личного прощения. Апостол написал это послание, находясь в заключении. Филимон — это богатый человек, имевший своих рабов. Один из его рабов — Онисим сбежал от Филимона. Встретившись с апостолом Павлом, Онисим нашел в нем надежного друга, наставника и защитника. Услышав от Павла проповедь о Христе, Онисим уверовал, и теперь, как брат служил Апостолу, помогая в тяготах заключения. Его помощь была очень нужна Павлу, но все же апостол не хотел более держать при себе Онисима помимо воли его хозяина, а хотел, чтобы отношения этих двух людей приобрели новое содержание, как двух свободных братьев во Христе. Павел пишет Филимону, рабовладельцу о том, что тот должен простить Онисима, своего раба.

Писание ясно говорит, что Филимон был хорошим человеком. Он не был порочным и дерзким, не был жестоким и злым рабовладельцем. Наоборот, в 5-ом стихе мы читаем: «Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым», — это слова о Филимоне. Он был благословением для церкви. Сегодня многие, возможно считают, что они достаточно хорошие христиане, и данная тема не имеет к ним никакого отношения. Это не так. Хотя Филимон был хорошим братом, (“ибо мы имеем великую радость в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых” (ст. 7), — но Павел знал, что у него есть в сердце недоброе по отношению к Онисиму.

Хотя Филимон был богат и сам приказывал своим рабам, но не был своевольным человеком и признавал власть апостола над собой, и порядок в церкви, иначе бы апостол не написал ему: “… имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно …” (ст. 8). Зная Филимона, как положительную личность, Павел обращается к нему: “по любви лучше прошу …” (ст. 9) и “прошу тебя” (ст. 10). Мы часто склонны приписывать себе различные достоинства, думать о себе хорошо, и даже говорить о себе хорошие слова. А когда нами кто-то осмеливается руководить, то вся внутренность наша восстает. Сравним себя с Филимоном. Апостол знает, что упоминая о своей власти, он не приведет Филимона в возмущение. Он смирен ради Христа. И Павел выбирает для своего послания мягкий тон.

Бог также имеет безусловное право приказывать всем людям. Зная наши отношения с ближними, Он порой обращается к нам так, что вдруг становится абсолютно ясна Его воля. Но даже тогда мы умудряемся не исполнять волю Господа. Находятся люди, которые ропщут на Бога, спорят с Ним. Так порой бывает дорога нам наша собственная точка зрения, свое “я”. Как это печально.

Было время, когда по дороге на работу, я регулярно встречал одного нищего. Он сидел в инвалидной коляске посреди людного тротуара, рядом с базаром, и многие давали ему милостыню. И я стал подавать ему довольно щедро. Это продолжалось до того момента, пока я однажды не увидел, как он переходил перекресток толкая, свою коляску впереди себя. Как мне показалось, он довольно уверенно шагал, и в сердце закралось недобрая мысль. Я перестал ему подавать. Однажды, когда я ехал по делам на своем автомобиле, меня остановил автоинспектор и несправедливо забрал у меня права. Пришлось ехать в ГАИ, а потом, когда выписали штраф, в сберкассу. По дороге я рассуждал о том, почему Бог допустил такую несправедливость в отношении меня. Я молился, чтобы Бог открыл мне это. Когда я пришел в сберкассу, то внезапно увидел у окошка того нищего. Не помню, была ли в моей голове мысль о том, что у него не сберкнижке целое состояние, нажитое от подаяния простаков, но настроен я был недобро. Я стал приглядываться, прислушиваться: рядом с ним два мальчишки. Что они делают? Заполняют какие-то бумаги. Да ведь он не способен заполнить их самостоятельно! Бедняга! Он даже с трудом объясняется с кассиром, а мальчишки помогают ему в этом. Речь идет о пенсии по инвалидности, а совсем не о миллионах. Наконец, тоненькая стопка денег у него в руках, и он выходит на улицу. О Боже, где были мои глаза, когда я смотрел на него в прошлый раз? Он ели переставляет ноги, толкая перед собой свою скорбную коляску. Покрышки с колес послезали. Обода кривые. А я не мог простить его в своих неправедных мыслях. Я жалел денег, которые давал ему ради Господа. Так вот почему я здесь! Вот почему Бог привел меня в эту сберкассу. “Смотри, ты здоровый и благополучный. Смотри и учись”, — говорил я себе. И я смотрел нищему вслед, и плача просил прощения у Господа.

А сегодня Он мягко говорит с нами. Внимаем ли мы этому голосу?

В десятом стихе, апостол называет Онисима сыном своим которого он родил в узах. Про любого из нас Иисус вправе сказать: “это сын Мой. Я родил его. Я за него страдал и был распят”. И когда мы пренебрегаем нашим братом, или сестрой, да что говорить, любым человеком, то мы противоречим этим словам Господа.

Когда еще моя мама была жива, она всегда сокрушалась что я, как ей казалось, мало внимания уделял отчиму. Я не приемлю слова “отчим” по отношению к этому человеку и всегда называю его отцом. И вот однажды я хотел сфотографировать маму, но она стояла позади отца и стала мне показывать, чтобы я лучше его сфотографировал. Тогда я перевел объектив на него, навел резкость и сфотографировал. И вот теперь я смотрю на эту фотографию и вижу, что отца видно хорошо, он и сегодня жив, а она стоит как бы в тени, и показывает на него. Она в вечности с Господом, и как бы говорит мне: “смотри не забывай про него, если ты любишь меня помни о нем”. В наших отношениях с людьми нам всегда надо помнить, что Иисус стоит незримо позади каждого из нас и говорит нам: “Если Меня любишь, люби его, прощай его, спасай его. Если имеешь общение со Мной, то прими его, как Меня”. Так и апостол говорит Филимону в 17 стихе.

Порой люди кажутся нам совсем уж негодными и мы отвергаем их, а Бог помышляет, чтобы не отвергнуть от Себя и отвергнутых нами (см. 2Цар.14:14). Одно время в Дом молитвы приходил человек из числа освободившихся из заключения. Его положение было очень сложным. Он не имел ни жилья ни средств к существованию, и, к тому же, был откровенно подвержен многим порокам, в числе их пьянство. Звали его Саша. Кто-то, видимо, научил его, что у верующих можно получить помощь, только надо сделать вид, что ты верующий, или желаешь стать таковым. У него плохо получалось обманывать, но одно он твердил упорно: “Я ваш, я буду ходить на собрание”. Дела же его свидетельствовали совершенно о другом. Тем временем, одному нашему брату прислали два новых пиджака. Решив, что ему эти пиджаки — лишние, он решил пожертвовать их нуждающимся. А поскольку ко мне часто обращались люди, не имеющие одежды, брат отдал пиджаки мне. Спустя несколько дней пришел Саша. Было довольно прохладно, а на Саше была одна рубашка. Видимо он только недавно протрезвел и плохо себя чувствовал. Он представлял собой очень жалкое зрелище, и жалобно просил дать ему хоть какую-нибудь одежду. Но не было ничего, кроме хорошего пиджака, и я, поколебавшись, отдал пиджак Саше. Конечно я увещевал его не пить, конечно я говорил ему, что ему необходимо прекратить такой ужасный образ жизни. Он слушал, а когда я закончил, ушел. Тем вечером я поздно возвращался домой, я ехал на автомобиле и остановился на светофоре, в ожидании зеленого света. И тут я увидел Сашу. Он был пьян, так что еле стоял на ногах, грязный, в одной драной рубахе, пиджака на нем не было! В таком состоянии он клянчил милостыню у водителей автомобилей, стоящих на перекрестке. Я был возмущен до глубины души. Проехав на зеленый свет, я остановил машину и подошел к Саше. После короткой, но содержательной беседы, он признался, что пропил пиджак.

И тут к нам подошел милиционер. Он крепко ухватил Сашу за руку повыше локтя. Тот завопил: “Стой, я верующий, вот мой пастор!” Милиционер спросил меня: “Вы его пастор?” Я ответил: “Нет, да и он, как Вы видите, совсем не овца!” И милиционер, после секундного колебания повлек Сашу куда-то в темноту. В голове моей промелькнула мысль: “Так тебе и надо, негодяй!” Я сел в машину и тут меня поразила мысль: “Я сейчас приеду домой, встречусь с моей дорогой женой и с детьми, поужинав, мы помолимся и я спокойно пойду спать. Я буду спать, не думая о Саше, ведь он не заслуживает, чтобы я думал о нем. Да он негодный человек, и казалось бы все на этом. … Но пока я буду спать спокойно, Бог будет непрестанно помышлять о том, как бы не отвергнуть отверженного всеми и мной Сашу. Получается, что я праведнее Бога!” Я сидел в машине не в силах тронуться с места. А тем временем, Саша вновь появился на перекрестке, милиционер тоже отверг его. И я пошел к этому несчастному человеку, пораженному и изувеченному дьяволом, чтобы сказать ему еще раз, как Бог любит его.

Бог любит и тебя, дорогой друг, хотя ты возможно не веришь в это.

Как часто мы не идем к людям, чтобы свидетельствовать им о Христе лишь потому, что считаем их негодными, недостойными. Мы забываем о том, что сами были грешниками в пороках о зле. В то же время, любой человек, каким бы негодным он ни казался нам, преображенный Божьей любовью, и возрожденный от Его Духа, становится не только годным для нас, но и для святого общения с самим всемогущим Богом.

Онисим был, скорее всего, плохим, негодным рабом, и поэтому, опасаясь наказания, убежал от своего хозяина. Но, когда Онисим познал Христа, Божья любовь преобразила этого человека, и апостол, исходя из опыта общения с ним, свидетельствует его хозяину: “Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне” (ст. 11). Интересно, что имя “Онисим” значит годный, полезный. Каждый человек, рожденный для новой жизни, становится “Онисимом”, то есть годным, полезным тебе и мне, людям и Богу.

Но как же быть с тем ущербом, который люди наносят нам так часто. Иногда этот ущерб измеряется не только материальным богатством, но и кровью наших ближних, их здоровьем, жизнью.

Не так давно в нашей церкви произошел такой случай. Мальчика из семьи верующих сбил автомобиль. Это произошло буквально на глазах одного из наших братьев. Водитель мгновенно, положив ребенка в машину увез его в неизвестном направлении. Все, кто узнал об этом не остались равнодушными и молились, чтобы Господь отвел беду. И слава Богу мальчик скоро нашелся, он был в больнице. Водитель упрашивал родителей не доводить дело до суда, обещав, что покроет все расходы, связанные с лечением ребенка. И родители, согласились. Потом, как это часто бывает, водитель практически полностью отказался от своих обещаний. Но что самое тревожное, у мальчика начали проявляться осложнения, как казалось, носившие очень серьезный характер. Это было время искушения для родителей. Что делать? Простить или подать в суд? По закону водителя еще можно было привлечь к уголовной ответственности. Но вот в чем вопрос: ведь несчастье это допустил Бог! И нам, как Его детям необходимо прославить Отца через это. Как это трудно сделать! Что вот так взять и простить? Ответ здесь может быть только один: “Да, простить, во имя Христа”. И Бог воздаст Своим благословением. Верим ли мы в это?

Апостол Павел, подражая Христу, пишет Филимону: ”Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне. … я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен” (ст. 18 и 19). Я не случайно отметил: “подражая Христу”. Для апостола Христос являлся не только предметом поклонения, но и подражания во всем (см. 1Кор. 4:16). Действительно, разве мы не можем себе с легкостью представить, что Иисус говорит нам сегодня: “Прости ближнего своего, если он должен тебе, считай это на Мне, Я воздам, ты увидишь благословения в своей жизни. Я воздам тебе и в вечности. Прости, ведь Я простил тебе твой великий долг, передо мной. Прости во имя Мое!” “Если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня” (см. Фил. 17)

Надо сказать, что у родителей того пострадавшего тогда мальчика хватило мужества исполнить волю Господа. Они благословенны. А мы?

И наконец 20-стих. Здесь написано: «Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя …». Иными словами Павел как бы говорит: “Послужи мне, Филимон, дай мне воспользоваться от тебя, дай мне воспользоваться твоею добротою к этому человеку”.

Я много раз слышал, как люди рассуждают о своем служении Господу, молятся об этом. Вот оно служение. Послужите Богу, простив своего ближнего. Бог сегодня говорит: “Исполни мою волю. Если ты хочешь послужить Мне дай воспользоваться от тебя. Кто там еще является твоим должником? Прости его сегодня”. Пусть сегодня будет день поста, хотя мы, возможно, завтракали, обедали и ужинали. Мы можем, таким образом, расторгнуть оковы неправды. Мы можем снять ярмо с этого человека. Отпустим его на свободу, пусть идет во имя Иисуса Христа.

Итак мы видим, что у Бога есть свои рецепты нашего освобождения, если Сын Божий — Иисус Христос освобождает нас то мы истинно свободны (см. Ин. 8:36). Сам он желал прощения для людей, даже будучи мучим, казним и распинаем ими. На кресте Он молил Отца: “Отче прости им, ибо не знают, что делают”! (см. Лук. 23:34) Прости, то есть сделай их свободными от тех мучений, которые они причиняют Мне и от той вины, которая лежит на них.

Какой важный аргумент использует Иисус: “… ибо не знают, что делают”. Если бы мы сегодня всегда могли видеть подлинную цену наших поступков, как они, порой бывают ужасны в глазах Бога, как страшны и неотвратимы их последствия, то мы бы ужаснулись: что творим. Но как остановиться?

Дорогой друг, если сегодня ты еще не знаешь ответа на этот вопрос, то попроси, чтобы Иисус освободил тебя. Именно в том прекрасном смысле сделал тебя свободным. Ныне ты раб: в оковах, под бременем, на тебе лежит ярмо греха, с помощью которого, дьявол влачит тебя туда, куда хочет. На тебе лежит бремя вины и непрощения от взаимоотношений с другими людьми. Но ты можешь прийти к Богу и сказать: “Господи, прости меня, освободи меня», — и ты будешь по-настоящему свободен, сможешь служить Богу и прощать других во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь!

Обсудить проповедь >>> 

Добавить комментарий