14 декабря (среда)
«После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились, ибо Иоанн еще не был заключен в темницу» (Иоан.3:22-24)
Этот текст позволяет нам говорить об очень важном понятии, называемом «парадигма». Для нас интересно определение парадигмы, как системы взглядов, понятий, ценностей, методов, подходов, навыков и средств, принятых в обществе в рамках устоявшейся традиции в определенный период времени. Иоанн Креститель был дитя своего времени. Он был воспитан в определенных традициях, основанных на взглядах, понятиях и ценностях своего народа. И хотя он был предвестником чего-то нового, Иоанн пользовался для достижения задач своего призвания методами и средствами, уже принятыми до него в обществе. В его служении были элементы новизны, то есть элементы изменения парадигмы. Например, он призывал к покаянию и крещению иудеев, в то время как крещение считалось уделом лишь обращенных язычников. Но сам Иоанн не мог даже предположить, насколько глубоки будут грядущие изменения. Здесь Иоанн предстает перед нами, как человек, который не поспевает за изменениями. Посмотрите, он крестит на том же месте, там по-прежнему много воды, и люди по-прежнему идут к нему, но … Иисус уже избрал другое место для крещения. И вообще, зачем Иоанн продолжает крестить, если его роль состояла в том, чтобы подготовить путь Помазаннику и явить Его миру, через крещение? Может, Иоанну следовало остановиться и переосмыслить парадигму? Может, ему следовало стать одним из учеников Иисуса и последовать за Ним? Но он продолжал делать то, что уже стало привычным для него, несмотря на то, что это уже потеряло свое прежнее значение. Будем помнить всегда, что каждый, кто хочет поспевать за движением Господа, должен быть готов в любой момент расстаться с дорогими для него традициями и методами, чтобы вооружиться новыми, соответствующими потребностям дня.