«Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим.11:7,8)
Мы говорили о том, что человек, сбившийся с пути истины, не свободен. Даже видит, как правильно, но не волен так поступать. Мы рассматривали пример фарисеев, которые по пятам ходили за Иисусом Христом. И даже сами говорили: «Всё удивительно творит!» Но они, ожесточившись, не смогли принять правильное решение и признать Его Христом. Спустя некоторое время, летом 70-го года император Тит, осадивший город Иерусалим, сравнял его с землей, уничтожив или поработив множество людей! Прекратил свое существование и храм, сгорев в огне пожара. Для евреев разрушение храма стало событием, потребовавшим нового богословского осмысления. Фарисей Йоханан бен Закай после окончания войны смог собрать оставшиеся силы иудейства, и организовать иудейскую школу в Ямнии (или Явне). Ее значение в том, что была создана модель иудаизма в новых условиях. Многие течения, представлявшие до того иудаизм (саддукеи, ессеи), прекратили свое существование. Остались только фарисеи, остановившиеся на полпути в признании Иисуса Мессией! Они-то и возродили, или, вернее, создали новый иудаизм, без Храма, без искупительной крови, без прощения грехов и без реального спасения от пламени ада! И это помешало евреям услышать звучавшую уже в мире спасительную весть о своем же родном Спасителе Иисусе. Говорят, один ученик спросил Йоханана о том, как быть теперь без храма и жертвоприношений? На это он ответил: «Мы можем совершать другие дела покаяния, не менее значимые: дела милости, ибо, согласно Писанию, «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6). Да ведь это урок, который Иисус Христос преподал фарисеям (см. Матф.9:13 и Матф.12:7), но они не усвоили его до конца. А вы твердо усвоили, что милость Божья уже явилась ко всем людям в Иисусе Спасителе? Не надо ничего больше изобретать! Если вы не усвоили этого, то, увы, как фарисеи вы собьетесь с пути!