Слово в Неделю 20 по Пятидесятнице (27.10/9.11.2008 г.)
Говоря в притче о богатом и Лазаре о том, что даже если кто-то из мертвых воскреснет, то все равно люди не будут иметь веры, Христос говорил о Себе; сами Евангелия, как в них сказано, были написаны для того, чтобы люди уверовали в воскресение Христово и в то, что из него следует; люди живут так, как будто никакого того света не будет; если мы посмотрим на свою жизнь, то не найдем отличий от жизни неверующих; если бы мы верили тому, что написано в Евангелиях, то это был бы такой факт, который бы мы не могли вместить в свою жизнь; нужно стремиться всегда, когда ничего особенного с нами не происходит, иметь память Божию; необходимо поступать по вере – это значит четко понимать, что принятое решение будет противоречить нашим интересам, но все-таки делать, может быть, даже с большим ущербом и риском для себя.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня в евангельском чтении мы слышали очень хорошо нам понятную притчу о богатом и Лазаре – о том, как некий человек был богат, другой человек был беден и на богатого смотрел издали. Сначала умер бедный, а затем богатый. Бедному на том свете было хорошо, а богатому плохо, и он просил бедного хоть немного облегчить его страдания.
Бедный хотел бы это сделать, но не мог, и должен был объяснить ему, что это невозможно. Тогда богатый попросил, чтобы бедный пошел к его еще живым родственникам и объяснил, что они живут неправильно. И праведный Авраам сказал, что если они не послушали даже Моисея и пророков, которых прекрасно знают, то даже если кто-то из мертвых воскреснет, то все равно они не поверят.
Такими словами заканчивается сегодняшняя притча. Она имеет многие важные смыслы, о которых нам не раз уже приходилось говорить, поэтому сегодня скажем об одном, о котором еще не приходилось, – о том, какими словами Авраам закончил сегодняшнее евангельское чтение. Слова были, повторю, такими: «даже если кто-то из мертвых воскреснет, то все равно они не будут иметь веры».
Эти слова говорятся Христом от лица Авраама, но говорятся в притче, то есть по сути говорит Он Сам. Если вспомнить о том, что Он собирался Сам воскреснуть, то очевидно, что таким образом Он заранее сказал, что большинство людей, обычных людей, которые живут ни о чем не думая, Ему не будут верить. Вроде бы для того Он и воскрес, чтобы люди уверовали в воскресение мертвых, что воскреснут все, и что с Ним, Который первый воскрес, могут быть все люди.
Это было все для того, чтобы люди уверовали. Сами Евангелия, как в них сказано, были написаны для того, чтобы люди уверовали в воскресение Христово и в то, что из него следует. Вот, пожалуйста: в Евангелии Христос говорит, что даже если кто-то из мертвых воскреснет, то все равно они не поверят. Что же мы на самом деле получили?
Действительно, мы получили, что большинство иудеев не поверили Христу не только тогда, когда Он проповедовал, но даже тогда, когда Он воскрес. Конечно, после воскресения были те, которые уверовали, но они составляли меньшинство. Потом, куда бы ни приходила проповедь о Христе, за пределами иудейского мира, встречаем то же самое.
В большинстве своем люди либо вообще не верят и отвергают эту проповедь, либо ее принимают просто как формальность, как какой-то элемент национальной культуры или государственного принуждения, то есть фактически веры нет. Люди живут так, как будто никакого того света не будет.
Но давайте посмотрим еще ближе – на самих себя. И здесь мы то же увидим. Вроде бы считается, что мы верим в то, что написано в Евангелии, — что Христос воскрес, что Его учение есть истина. Конечно, мы считаем, что веруем, и нельзя сказать, что это вранье, но в то же время, если мы посмотрим на свою жизнь, то не найдем отличий от жизни неверующего.
На что мы обижаемся? Чем интересуемся? О чем мы думаем? Какие у нас стремления? Какие у нас радости? Чем это отличается от жизни неверующего? К сожалению, очень мало чем. И еще есть один критерий, по которому очень легко понять, кто мы.
Мы, бывает, читаем русских классиков XIX века, особенно Достоевского, где в большинстве случаев описываются вроде бы верующие люди, православные верующие люди. Возникает вопрос: почему тогда переживания этих героев понятны и интересны такому большому количеству читателей, которые заведомо неверующие? Когда мы сами были неверующими, мы тоже с удовольствием это читали. Почему так воспринимается нами литература?
Потому, что мир этих героев, который показан вроде бы верным, на самом деле ничего верного в себе не имеет, или почти ничего. По крайней мере, он совершенно не православный. Эти герои внешне как-то участвовали в жизни православной Церкви, но фактически никого православного в романах Достоевского нет, если не считать каких-то уж совсем странных фигур, которые достаточно карикатурнотам описаны, как, например, старец Зосима. Получился буквально какой-то шарж. Но почему это так происходит?
Почему мы сами, будучи православными, оказываемся совершенно такими же, как неправославные? Потому что мы по сути дела действительно не верим тому, что написано в Евангелии. Если бы мы верили, то это был бы такой факт, который бы мы не могли вместить в свою жизнь. Признаемся, что в нашей жизни часто происходит что-то такое слегка удивительное, хотя никто из наших знакомых и не воскрес из мертвых.
В нашей жизни происходят какие-то удивительные совпадения, о которых мы потом благодарно рассказываем. Во многих случаях это действительно справедливо. Мы делаем правильные выводы о промысле Божием в этой ситуации, правильно вспоминаем и рассказываем другим. Но в воскресении Христовом заведомо были более важные события, чем любые истории, которые могли приключиться в нашей жизни.
А сколько мы думаем об этом, как это на нас влияет? Умом мы, так или иначе, этот факт принимаем и понимаем значение этих событий, потому что было бы нелепо об этом не думать, но кроме этого нужно стараться делать две вещи для того, чтобы память Божия постепенно входила в нашу жизнь и развивалась в нашем сознании.
Первое – это постоянное стремление иметь память Божию. Она должна быть с нами всегда, когда ничего такого особенного с нами не происходит. Надо всегда понимать, что вот прямо сейчас мы стоим перед Богом. Еще лучше, чтобы не забывать, представить, что мы сейчас умрем или от болезни, или от смертельной опасности, и иметь в голове те мысли, с которыми мы хотели бы завершить свою жизнь.
Многим помогает, когда они примеривают на себя ситуацию, что настоящий момент для них последний. Тогда человек начинает думать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Очевидно, что последними мыслями лучше иметь молитву, понятно и о чем надо молиться в последние мгновения своей жизни.
Поэтому молиться надо такой молитвой, которая все в себе содержит, то есть молитвой Иисусовой – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. А если так слишком длинно, то тогда просто – Господи, помилуй. Тогда мы будем иметь память Божию, которая всегда будет приходить в нашу жизнь и как-то иначе ее, переворачивая, обогащать.
Это заставляет нас полагаться на волю Божию,и это не приводит нас в панику, не отравляет нам жизнь, а, наоборот, как-то успокаивает и стабилизирует. И даже когда бывают признаки какой-то настоящей опасности, то такие молитвенные мысли нас вдохновляют.
Когда мы находимся в воле каких-то обстоятельств, в воле каких-то недоброжелательных нам людей, мы должны понимать и не забывать, что находимся мы в воле Божией, а значит, нам есть на что уповать и на что надеяться. Вот это первое, что мы должны делать: стараться иметь память Божию.
Второе – это необходимость поступать в соответствии со своей верой тогда, когда, иной раз, возникают такие жизненные ситуации. Если не упражняться в вере, то она, как и все на свете, атрофируется, даже если она и была. А если ей пользоваться, даже если ее почти не было, то она обязательно будет увеличиваться и прибавляться. А как же ей пользоваться?
Пользоваться ей надо тогда, когда возникают какие-то ситуации житейские, в которых ставится вопрос, делать что-либо или нет. Мы понимаем, что наша вера заставляет нас принять совершенно особое решение, часто вразрез с нашими земными интересами. Поступать по вере – это значит четко понимать, что принятое решение будет противоречить нашим интересам, но все-таки делать, — может быть, даже с большим ущербом и риском для себя.
Тогда бывает, что Господь поправляет ситуацию непонятным для нас образом. А бывает и понятным – это когда какая-то опасная ситуация, которая должна была возникнуть, отходит. Но даже если нам вначале кажется, что ситуация разрешается плохо, то потом оказывается, что все гораздо лучше, чем могло бы быть.
Нам кажется что плохо – это когда мы лишены каких-то жизненных возможностей, не можем реализовать свои планы. Но спустя какое-то время понимаем, что были совершенно неправы, и, слава Богу, что мы не реализовали своих планов.
Поэтому надо иметь память Божию, и говоря «Господи, помилуй», подразумевать при этом молитву другого человека, о котором говорится в Евангелии, который молился так: верую, Господи, помоги моему неверию. Тогда Господь действительно поможет.
Аминь.
Проповеди епископа Григория можно прочесть на сайте храма св. Елизаветы
http://www.st-elizabet.narod.ru/
Источник: http://portal-credo.ru/authors/riskzone/index.php?id=482