Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Матф.5:23-26)
Главный смысл этого отрывка заключается в словах: примирись и мирись. На греческом языке, в отличие от русского, это два непохожих друг на друга слова. Призыв Иисуса «примирись с братом твоим» прежде всего означает поменять мнение. То есть речь идет не о простом улаживании конфликта, а о более глубокой работе над собой. Таким образом, прежде чем принести жертву Богу, нужно измениться изнутри, поменять отношение к тому, о ком ты думаешь плохо, полюбить его. В этом контексте сразу вспоминается Каин, чья жертва не была принята Богом. Есть множество мнений на этот счет, но из сегодняшнего текста становится очевидным, что причиной были соперничество, зависть и ненависть к брату. Бог через пророка Осию обращается к народу: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6).
Как же часто люди готовы на огромные жертвы, но помириться с соперником оказывается чрезвычайно трудной задачей. Иисус предупреждает, что непрощение приводит к нищете. В послании к Коринфянам апостол Павел утверждает, что ангельские языки, пророчества, знание, вера и великие даяния бесполезны, если нет в сердце любви (см.1Кор.13гл.). Иисус учит Своих слушателей не добиваться правды или справедливости, а прощать, быть добрыми, любить. А с любовью даже самая скромная жертва становится великим служением.