«Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима» (Мар.7:1)
Выражением «книжники и фарисеи» автор обозначает ортодоксальных иудеев того времени, которые принципиально расходились с Иисусом во взглядах. Для того чтобы понять суть этого противоречия, нам пригодятся некоторые исторические данные. Первоначально закон означал для иудея две вещи: во-первых, и, прежде всего — десять заповедей, и, во-вторых, пять первых книг Ветхого Завета, или Пятикнижие. В Пятикнижии имеются определенные указания и правила. Что касается вопросов нравственных, то там изложен ряд великих принципов, которые каждый человек должен сам толковать и исполнять, живя по духу. И иудеи долгое время довольствовались этим. Но в пятом и четвертом веках до Рождества Христова возник особый класс законников, известных нам как книжники. Они считали своим долгом внести точность в толкование и стремились расширить эти общие принципы, расчленив их так, что получились тысячи и тысячи мелких норм и правил, регулировавших каждое возможное действие и каждую возможную ситуацию в жизни. Эти правила и нормы очень долгое время оставались неписаными и были записаны много позже упоминаемого здесь эпизода. Это был, так называемый, неписаный закон или традиции старцев — авторитетных законников прошлого, таких как Гиллель и Шаммай. И только, много позже, в третьем веке после Рождества Христова, был составлен и записан свод этих правил и норм, известный под названием Мишна.
Итак, в чем же суть противоречий между книжниками и Иисусом. Ортодоксальные иудеи были приверженцами служения «букве» закона, таких людей достаточно и среди современных христиан. Иисус же провозгласил важнейший принцип, которому нам необходимо следовать: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24).