Проповедь Генри Ноуэн
Я очень рад поделиться с вами своей верой. В ее основе лежит мое личное убеждение, что вы и я, мы являемся любимыми сыновьями и дочерями Божьими. И я уверенно могу говорить об этом в самом начале нашей беседы. Итак, все мы любимые сыновья и дочери Бога. И одной из множества наших духовных обязанностей является признание этого утверждения, мы должны научиться жить в соответствии с этим знанием. И это не так уж просто. В реальности большинство из нас не выдерживают этого испытания правдой о том, кто мы есть на самом деле.
Наша жизнь очень коротка, всего лишь несколько мгновений. Я родился в 1932 году. Когда я умру? Скажем. в 2010 году. Это не так уж и плохо. Кто-то родился позже, кто-то умрет раньше, но в этом нет большой разницы. Все равно, наша жизнь очень, очень коротка и пролетает очень быстро. Неизменно перед нами встает вопрос, кто мы? И всю сознательную часть нашей жизни мы, хотим мы этого или не хотим, отвечаем на этот непростой вопрос? Кто есть я?
Первый ответ, живущий в нас, гласит: «Я — это то, что я могу». И это действительно реально. Когда я делаю что-то хорошее, когда я успешен в жизни, я чувствую себя превосходно. Но когда мне это не удается, я чувствую себя отвратительно, подавленно, впадаю в депрессию. Когда я становлюсь старым, я могу сказать: «Большего мне уже не суждено сделать, но посмотрите на мои трофеи, я сделал так много хороших вещей, это моя музыка, вот написанные мной книги, вот воспитанные мною дети, посмотрите, посмотрите… Я сделал много хорошего».
Или мы можем сказать: «Я — то, что говорят обо мне окружающие люди». Порой это бывает очень важно. Если о вас говорят хорошо, вам живется намного легче и свободнее, но если кто-то начинает шептать вам что-то в спину или просто плохо о вас отзываться, вы, наверняка, будете чувствовать себя опечаленным. Я припоминаю, как выступал перед тысячной аудиторией, и все они одобряли то, что я говорил, но среди них оказался человек, один из слушателей, он сказал: «Во всем, что вы говорите, много откровенной чепухи». И спустя время я мог вспомнить только его. Когда кто-то выступает против нас, это задевает что-то глубоко внутреннее, в самой глубине наших сердец. Если кто-то сказал о вас что-то неприятное, например, обозвал вас, то осадок от этого события останется в вашей душе и испортит настроение на целый день.
Но кто-то может сказать: «Я — это то, что имею». По национальности я голландец, у меня прекрасные родители, я получил хорошее образование, у меня хорошее здоровье, у меня есть много хороших вещей. Но как только я теряю что-нибудь из этого, например, кто-то из моих родных умирает, или здоровье мое ухудшается, или я теряю мою собственность, я как бы соскальзываю в темноту.
Я хочу, чтобы мы прекратили на мгновение тратить свою энергию на эти жизненные установки: «Я есть, то что я могу», «Я есть то, что обо мне говорят другие», «Я есть то, что я имею». Когда мы сосредоточены только на этом, наша жизнь несется очень быстро, то взмывая вверх, то стремительно падая вниз. Потому что, когда люди говорят хорошо обо мне, я делаю хорошие дела, я имею много вещей, я просто счастлив. Но когда мне приходится что-то терять, когда я обнаруживаю, что уже не могу больше ничего делать, когда я вдруг открываю, что люди восстают против меня, когда я теряю друзей, то я легко могу впасть в депрессию. Таким образом, наш жизненный путь становится далеким от идеальной прямой линии. Когда мы на подъеме, все у нас хорошо и благополучно. Но нас подстерегает падение, как только мы начинаем что-либо терять. И большая часть нашей энергии, умственной в том числе, расходуется только на то, чтобы удержаться на поверхности. Мы называем это выживанием. Мы хотим выжить, мы хотим вновь и вновь прославлять наши имена, мы хотим и далее быть успешны в наших делах, владеть нашей собственностью. Но в самом конце нас поджидает жестокая правда. Все мы смертны. Поэтому вся наша жизнь со всеми ее спадами и подъемами, в конце концов закончится смертью. Когда вы умрете — вы умрете. Вы уже ничего не будете делать, вы не будете прислушиваться к тому, что люди говорят о вас, вы уже ничем не будете владеть. Итак, эти маленькие жизни, моя и ваша, закончатся ничем.
Но я хочу сказать вам, что все это абсолютно неверно. Все это не имеет ничего общего с ответом на вопрос, кто есть вы, и кто есть я. Все это, по сути, напоминает слова сатаны, сказанные Иисусу во время их встречи в пустыне, когда он сказал: «Преврати эти камни в хлеба, докажи, что Ты что-то умеешь, прыгни с вершины храма и позволь людям восхищаться Тобой, преклонись передо мною, и Ты получишь в пользование большие владения. И тогда люди полюбят Тебя, потому что Ты будешь значительным в их глазах». Но Иисус знал, что это ложь. Это ложь ставила Его в непримиримые отношения с сатаной, потому что Иисус знал, кто Он есть! При выходе из воды после крещения Ему открылись небеса, и Он слышал голос Небесного Отца, говорящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфея 4:17). Этот голос сопровождал Иисуса всю Его жизнь. «Я знаю, Кто Я есть. Я Возлюбленный Сын». И это озаряло Его жизнь. Люди молились Ему, люди отвергали Его, люди кричали Ему «Осанна», люди распяли Его, но чтобы ни случилось, Иисус строго держался одного: «Я любимый Сын Бога. И это то, что позволяет жить Мне в мире, отвергающем Меня и превозносящем Меня. Я Возлюбленный не потому, что люди твердят Мне, что Я велик, а потому, что Я знал это еще до того, как Я пришел в этот мир».
Дорогие друзья, сегодня я хочу, чтобы вы узнали о том, что все, что сказано о Христе, также относится и к вам, если вы верите в Сына Божия. Вы есть любимые сыновья и дочери Живого Бога. Вы должны узнать об этом не просто сейчас, а именно сейчас. Вы должны узнать, что вся ваша жизнь может измениться из-за этого. Вслушивайтесь в слова Священного Писания. Потому что, если вы услышите призыв Бога, обращенный к вам из вечности, — это знак того, что вы любимы Господом. Это действительно так. И ваша жизнь будет становиться более и более жизнью возлюбленного.
И потом вы начинаете понимать, что все, что бы вы ни делали, основывается на знании того, что вы любимы. Это и есть главное в вашей сути. И когда вы поверите в это, круг вашего познания любви Божьей будет становиться все шире и шире, пока, наконец, ни заполнит всю вашу жизнь. По-прежнему, вас могут отвергать или наоборот восхвалять, но ваша жизнь более не будет похожа на жизнь других людей, не познавших Божью любовь. Ваша жизнь станет жизнью дитя, любимого Господом. И вы переживете вашу боль и страдания, вы переживете свой успех и свои неудачи, поскольку теперь вы знаете, кто вы есть.
Позвольте мне сказать, что голос, называющий вас любимым — это голос вашей первой Любви. Иоанн пишет: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Послание Иоанна 4:19), — и еще: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлю-бил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Послание Иоанна 4:10-11). Все это предполагает борьбу, я не говорю о чем-то легком. Но вы должны знать, что прежде того, как вас полюбили ваши родители, ваши родные и друзья, Господь первым полюбил вас. Вам не раз приходилось сталкиваться с тем, что те, кто ближе всего к нам, кто старается заботиться о нас, чаще всего ранят нас особенно жестоко. Как пережить все это, как пережить эту боль, которая сопровождает всю нашу жизнь, ведь любовь и боль неразлучны. Мы можем пережить все это, если осознанно принимаем первую Любовь, прощая другим их менее сильное, непостоянное и несовершенное чувство, но все же узнавая в земной любви наших ближних отблеск великой первой Любви Божьей.
Каждый раз, когда у вас возникает желание стать злее, жестче, когда вы чувствуете себя отверженными, оглянитесь назад и скажите себе: «Я любимое дитя Божье, даже если я отвержен людьми, то это только дает мне возможность сильнее осознать мою возлюбленность. Ведь если я смогу до глубины души осознать любовь Бога ко мне, то смогу любить других, не ожидая от них такого уровня любви, к которому стремится мое сердце». Господь сотворил нас так, что только Его Любовь может до конца удовлетворить наши сердца, другая любовь будет всегда несовершенной, порою даже болезненной. И если мы желаем, чтобы эта боль не сделала нас злее, то только Божья Любовь может так обогатить нас, чтобы мы стали свободными, подобно Иисусу, и могли бы, как Он, идти по миру, прославляя Имя Бога. Аминь.
Источник: Газета Жатва №5, Март 1998 год. Проповедь записана: Дмитрий Питиримов. Перевод: Дмитрий Питиримов.